Дорогами войны...

          В преддверии 75-летнего юбилея со Дня Победы в Великой  Отечественной войне студент 1 курса инженерно-экономического факультета Маскальков Т. Д. под руководством доцента кафедры истории Беларуси и политологии Рыжанкова И.М. подготовил проект по теме «В память о боевом пути Москалькова Кузьмы Олимповича». Работа подана на 71-ую научно-техническую конференцию учащихся, студентов и магистрантов БГТУ.

          Автор работы осветил этапы военной службы в рядах Красной Армии своего прадеда – Москалькова Кузьмы Олимповича в годы Великой Отечественной войны.Дорогами войны...

          Москальков Кузьма Олимпович родился в 1913 г. в д. Белевичи Могилевского района. С началом Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной армии Березинским РВК в 266-ый батальон авиационного обслуживания водителем автомашины «ГАЗ-АА» («Полуторка»). В 1942 г. 266-ый батальон авиационного обеспечения 54-го бомбардировочного авиационного полка вошёл в состав 16-ой воздушной армии под командованием генерал-майора авиации Руденко С.И.

             В составе 16-ой воздушной армии Москальков К.О. на подступах к Сталинграду принимал участие в операции под кодовым названием «Кольцо» под командованием генерала-полковника Рокоссовского К.К. Военная кампания предусматривала разгром окруженной группировки немецко-фашистских войск 6-ой армии фельдмаршала Паулюса.

           С успешным выполнением поставленных задач батальон переброшен под Мало-Архангельск. Участвовал в Севско-Орловской наступательной операции, в итоге которой, центральный фронт под командованием Рокоссовского К.К. продвинулся с боями на 150 километров. В результате операции противник был отброшен восточнее г. Севска, и фронт стабилизировался до июня 1943 г.Летом 1943 г. произошло одно из самых значительных сражений  — битва на Курской дуге. В это время Москальков К.О. находился на северном участке Курской дуги. Кузьма Олимпович подвозил боеприпасы и топливо под обстрелом подъездных дорог и позиций.

            С завершением операции на Орловско-Курском направлении, началось контрнаступление советских войск под Курском.  Осенью 1943 г. Москальков К.О. выполнял свой воинский долг, участвуя в Чернигово-Припятской и Гомельско-Речицкой наступательных операциях. Освобождал первые города Беларуси – Гомель, Речица.  Весной 1944 г. батальон переведен в район г. Жлобин для окружения и уничтожения немецкой группировки. 24 июня 1944 г. началась Бобруйская наступательная операция. Замысел советского командования заключался в нанесении по противнику ударов по сходящимся направлениям из районов севернее Рогачева и южнее Паричей в общем направлении на Бобруйск с целью окружения и уничтожения бобруйской группировки и дальнейшего наступления на Пуховичи и Слуцк. Войска 1-ого Белорусского фронта с двух направлений ударили по городу.

              С завершением операции по ликвидации «Бобруйского котла», войска  двинулись на освобождение столицы БССР города Минск. С прошествием 3 лет, Москальков К.О. смог вновь ступить на землю малой Родины.

                С началом освобождения Европы от немецко-фашистских захватчиков, Кузьма Олимпович продолжает служить водителем «полуторки». За участие в Висло-Одерской операции 6 февраля 1945 г. Москальков К.О. награжден медалью «За боевые заслуги». Наградной лист свидетельствует: «Товарищ Москальков — технически грамотный водитель, служит образцом вождения автомашин. Несмотря на общий пробег 110 000 километров, машина не требует капитального ремонта. Благодаря исключительно хорошему уходу за своей машиной и своевременным осмотром машина перевесила сроки среднего и капитального ремонта, в результате чего было сэкономлено 10 400 рублей… Сэкономлено 1 220 килограмм авто-бензина, а резина менялась только 1 раз».         

          Кузьма Олимпович принимал участие в «Берлинской операции».Москальков К.О. домой вернулся на своей легендарной «полуторке», которая верно прослужила 5 лет. Награждён значком «Лучший водитель», удостоен памятных медалей. 

 

Ознакомиться с оригиналом статьи и архивными документами можно по ссылке:  https://tov.belstu.by/news/social-life/vo-imya-pamyati-o-predannosti-i-lyubvi-k-belarusi.html